пятница, 29 декабря 2017 г.

От книги к web-технологиям

Дорогие друзья и гости блога! Завершается 2017 год. Стоит подвести черту и ответить на новые открывшиеся грани понимания информационной культуры личности. В чём состоит сущность концепции формирования информационной культуры, почему «цифровое поколение» детей и подростков нуждается в информационной культуре и каковы современные и вместе с тем продуктивные формы библиотечной работы? На эти и другие вопросы сегодня пытаются найти ответы специалисты из разных сфер деятельности. Библиотекари, ежедневно работающие с информацией, как никто другой понимают, возможно мнение и субъективное, важность ответов на эти и другие вопросы.
Программа детской библиотеки имени Н. Островского «Информационная культура: от книги к web-технологиям» помогает и вместе с тем направляет изучать и применять информационные технологии в библиотечной деятельности. Что являлось самым значимым в нашей работе по итогам уходящего года  в реализации концепции информационной культуры личности?
Прежде всего, мы убедились в том, что информационная культура личности – это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать. Спектр программы широк и разнообразен – от этики до умения применять ИКТ.
Механизмы привлечения детей различны: это и мотивации участия в конкурсах, процессы коммуникации и познания с библиотечным специалистом, ставшим для пользователя другом, а главное в понимании и проявлении, иногда открытой демонстрации своих творческих способностей. Работу в данной программе можно с уверенностью назвать продуктивной и перспективной. Одной из составляющих является обучение и создание вместе с читателями электронных продуктов (викторины, видеоролики, презентации) с использованием on-лайн сервисов.
Новаторством для библиотеки является участие в длительных (от 2 до 4-х месяцев) сетевых интернет-проектах: «Слышу голос природы» от портала Wiki-Сибириада и «Живой Пушкин». Библиотекари вместе с читателями изучали современные методы и формы взаимодействия книги и интернет-технологий. В ходе проекта библиотекари познакомили ребят со многими интернет – сервисами: Pixton.com – сервис по созданию смешных комиксов; Tagul.com – сервис по созданию мозайки из слов; Triventy.com – сервис по созданию онлайн викторины; Learningapps.org – сервис по созданию кроссвордов; Readymag – в этом сервисе, ребята создавали интерактивный плакат по книге, состоящий из работы, выполненные в выше перечисленных сервисах.
В 2017 году были проведены различные по форме подачи информации библиотечные уроки: этические беседы, часы проблемных вопросов, обзоры образовательных порталов, интерактивные викторины, обучающие занятия в интернет-сервисах, виртуальные путешествия по порталам детских писателей и др. На этих встречах ребята слушали, рассуждали, дискуссировали, тем самым показывали, что они живут в информационном мире.
По каждой теме проведено от 2 до 5 библиотечных уроков: этическая беседа «Компьютерные вирусы и как с ними бороться», час проблемных вопросов «Общение в интернете», этическая беседа с элементами игрового тренинга «Экология слова, профилактика сквернословия», диспут к международному дню русского языка «Учись мобильно», обзор образовательных порталов «Браузер во Всемирной паутине», информационный час – диалог «Язык, как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире», этическая беседа «Чтобы жила Земля», тематическая игра с проведением интерактивной викторины «Красная книга Свердловской области» и «Заповедники и национальные парки России», информационный час с интерактивной игрой – викториной онлайн «Виды информации», информационно – познавательный час «Турне по стране информационной культуры» в форме телевизионной игры Поле – Чудес.
На библиотечных мероприятиях по формированию информационной культуры библиотекари не первый год используют онлайн-викторины, созданные в интернет-сервисах и опубликованные на библиотечном блоге «Книжная карусель» (вкладка Викторины онлайн, Информационная культура). Интерактивные онлайн-викторины, созданные в 2017 году: «Владислав Крапивин – командор страны детства», «Заповедники и национальные парки России», «Красная книга свердловской области», «С уважением к энергосбережению», «Октябрьская революция: события и факты».
Участвуя в международном сетевом конкурсе «Живой Пушкин» инициированном Хасавюртовской центральной городской библиотекой имени Расула Гамзатова при поддержке фонда «Русский мир», библиотекари месте с читателями создали блог "Живой Пушкин", в котором были опубликованы материалы проекта. Это и полнометражный мультфильм "Там, у Лукоморья", видео по всем театрализованным постановкам – кукольный спектакль "Сказка о золотой рыбке" в библиотечной театральной студии "Доброе окно", две театрализации по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке», инсценировка с подростками эпизодов из повести А.С. Пушкина" Барышня-крестьянка" и др.
Детская библиотека имени Н. Островского и далее будет изучать, искать и применять адаптивные для современных подростков методы в формировании концепции информационной культуры личности, а представители поколения «зэтов», мы убеждены  – «творческие», «изобретательные», и «дружелюбные».
Детская библиотека имени Н. Островского находится по адресу:

ул. Алюминиевая, 14. т. 530-544

Комментариев нет:

Отправить комментарий